- В Праге машине моих знакомых с русскими номерами украинцы порезали колеса. - Знаешь, их можно понять... - Неизвестный мне украинец, который заспамил мой мессенджер, на просьбу этого больше не делать повел себя как антисемит. - Знаешь. его можно понять. - Люди ржут над поскользнувшимся Патриархом. - Знаешь, их можно понять... - Пленным русским солдатам отстрелили яйца... - Знаешь, их можно понять... Что за этим вот "можно понять"? Оправдание? Так можно? Можно отстреливать яйца? Можно ж"""ом обзывать? Одобрение? Так и надо, отстрелите им всем яйца! Порежьте им всем колеса! Мне кажется, в этом очень мало христианства, за этим вот "их можно понять" стоит радость от наступившего возмездия. Мстительность. Есть такой человек по фамилии Колоев. Он зарезал швейцарского диспетчера, который оказался виновным в крушении самолета. где погибла вся его, Колоева, семья. - У него погибла вся семья, его можно понять. Слова Христа "Мне отмщение и Аз воздам" - пустой звук для нас. Не мстите за злое - это не для нас. Не радуйтесь падению человека. который вам ненавистен - это нам не знакомо. Про любовь и милосердие к врагам? Какой идиот это придумал? "И милость к падшим призывал" - это о милости к людям, которые вышли, чтобы убить тебя, твою жену, твоих детей. мать, братьев. Вот я приехал в Беларусь, и послезавтра поеду в еврейское местечко Сиротино, где родился мой отец, и где лежат в одной яме, в одном рву, больше 600 моих родных, друзей отца. соседей, знакомых. Их расстреливала белоруская команда осенью 1941 года. И что теперь? Вокруг меня столько замечательных беларусов, столько гостеприимных, радостных. Любящих меня. Только что позвонил один человек - зовет к себе в Беловежскую пущу. Приезжайте погостите, примем. встретим. все покажем, пообщаемся. А сколько людей помогало мне спланировать эту поездку. Удивительное радушие! Но моих родных тоже расстреливали беларусы. Родных моего еврейского отчима тоже расстреливали белорусы. И детей. еврейских, которые матери прятали, тоже беларуские односельяане вытаскивали из погребов и сараев и тащили на расстрел. Их ведь можно понять. Они не любили евреев, у них были причины. Вот думаю, а не пойти ли мне теперь по Витебску, резать колеса на машинах с беларускими номерами? Меня ведь можно понять? Или холокост и убийство моих родных - не достаточная причина, чтобы меня поняли? Скажете, много лет прошло? Пора успокоиться? А это и к холокосту тоже относится? Нет, простите, не пойду ничего резать и яйца отстреливать не стану. Буду всех любить. Слишком высокопарно звучит. Буду хотя бы стараться всех любить. Буду хотя бы прповедовать, что надо всех любить. И врагов тоже. Все остальное - ад. Прощать всех. Враг только и желает нашей ненависти и злорадства. А я вот думаю - с помощью Божией. С помощью Божией как-то бы всем нам пройти по серединке, по узенькой досточке, узким путем. Между тем, чтобы назвать войну злом. Виновных - злодеями. Но и не дать себе оскотиниться ненавистью, злобой и жаждой мести к людям. Вот это вечно невозможно и неосуществляемое христианское - ненавидеть злые поступки, но любитиь самого человека. Несмотря на его поступки. Вот та самая пресловутая любовь к врагам. Невозможная любовь к врагам. Руку себе прокуси, но колес не режь. И не оправдывай того. кто режет. Вы как хотите, я никого не принуждаю и не учу. Я про себя. Я сам от себя гоню эти мстительные злорадные настроения. Сам хочу остаться человеком. Ну так, как Христос понимал наше человечество.